Отрывок из статьи «История гоу-гоу»:
«11 января 1963 года — в Голливуде открылась первая американская дискотека «The Whisky a Go Go». Девушки танцевали в клетках, в коротких юбках, которые в последствии стали вошли в повседневную моду американок. Их стали называть танцовщицами из… Go-Go. Впоследствии владельцы баров начали нанимать их для танцев на подиумах, высоких тумбах и в клетках, висящих над гудящим танцполом. Мужчинам нравилось наблюдать за танцующими девчонками. Представители сильного пола приходили снова и снова, чтобы поглазеть на стройные ножки танцовщиц, а это как раз и нужно было владельцам баров. В те времена в Америке главным лозунгом развлечений был: «Секс, наркотики и рок-н-ролл». Молодежь стремилась к свободе, самовыражению и свободной любви. Музыка становилась более разнообразной, за счёт вошедшего в моду в ту пору рок-н-ролла в стиле Дика Кларка, британской танцевальной поп-музыки, психоделических ритмов «Hippie», а также стильных вокальных R&B композиций в стиле группы Мотаун.»
Кто такие гоу-гоу танцоры и зачем они нужны?
Статья 2003-2004 годов, написанная Дмитрием Старостой для журнала «Клубное пространство». В настоящее время, этот текст можно считать раритетом и, конечно, требует множество правок. Однако мы решили сохранить её для истории в неизменном виде. Первая научно-публицистическая пробная статья на тему гоу-гоу танцоров.
I) Гоу-гоу танцоры
Клубные гоу-гоу танцоры – одна из маленьких социальных групп объединённая своей творческой профессией, сложившимися традициями в тесном и конкурентном бизнесе, и не признаваемая на государственном уровне, как впрочем, и многие другие более крупные социальные явления в нашей стране.
В данной статье, я главным образом буду рассматривать артистов, работающих именно в танцевальных ночных заведениях. Клубный танцор – это профессия, но официально ни кем не признанная. Даже сами танцоры редко называют себя профессионалами. Скорее это можно назвать хобби или увлечением, как многие увлекаются спортом или классическими видами хореографии. Однако, в отличие от хобби, клубные танцоры трудятся, причём трудятся на достаточно опасной для здоровья и личной безопасности работе. Go-go танцоры, как их ещё называют, работают в ночное время — типичное рабочее время для ночных клубов. Соответственно, поездки по ночам, близость к нетрезвому образу жизни, работа без соблюдения трудового законодательства, без социальной защиты, и без каких-либо гарантий со стороны работодателя – делают эту профессию достаточно опасной. При этом есть танцоры, не достигшие совершеннолетия, но с полной уверенностью преодолевающие все трудности.
В ночных клубах работают как девушки, так и ребята, однако можно заметить, что рынок женских go-go гораздо более ёмкий, чем мужской. Но и конкуренция среди девушек гораздо выше, чем среди ребят. Как правило, девушки более творчески подходят к работе, более выносливы, а также важно отметить, что девушки чаще требуются, естественно, из-за реакции мужской части публики, приходящей в ночные заведения. Хочу сразу оговориться, что рынок клубных артистов и шоу достаточно большой и разнообразный и было бы абсолютно неверным путать стриптиз или консумацию с go-go. Работа go-go танцора – это работа на сцене и в обязанности не входят преднамеренные личные контакты между посетителем и танцором. Но бывают танцоры, совмещающие разные стили и направления.
Возникает вопрос о хореографической подготовке. Большинство танцоров имеют какую-либо хореографическую базу. Часто это может быть какая-нибудь танцевальная школа, студия. Иногда в клубах могут работать студенты хореографических факультетов ВУЗов. Есть танцоры, не имеющие никакого хореографического образования, но уверенно чувствующие себя на клубной сцене – это таланты и их не много.
В рядах клубных артистов имеются и такие разнообразные их проявления как ходулисты, факиры (fire-show), гимнасты, трансвеститы, топлесс, фрики (freak – англ., чудной, урод, не такой как все) и др. Ходулисты развлекают народ перемещаясь прямо среди публики на ходулях в ярких и красивых костюмах. Их видно отовсюду и им не требуется отдельная сцена. Факиры развлекают народ профессиональным обращением с огнём. Гимнасты работают как на сцене, так и в воздухе за счёт специальных приспособлений, поражая зрителей своей гибкостью и бесстрашием перед риском быть травмированным. Трансвеститы – это мужчины, переодетые в женскую одежду. Травести развлекают публику как пародированием известных персон, так и своим специфическим чувством юмора. Топлесс – разновидность стриптиза, однако в данном случае девушка раздевается только по пояс, не обнажаясь полностью. Так же топлесс могут работать и на сцене, раздеваясь в танце. Среди артистов часто встречаются студенты цирковых и спортивных училищ и ВУЗов. Работа на клубной сцене для них – это своеобразная практика и возможность заработать деньги. Думаю, что для большинства будет понятно, что представляют собой большинство видов танцоров. Однако существует достаточно новое и модное понятие – фрики. Среди клубных танцоров его стали использовать в 1998-2000 годах для характеристики и описания танцоров, работающих в ярких и больших костюмах. Их основная задача – создание образов. Костюмы не просто одежда, а именно образы, хорошо вливающиеся в разнообразные тематические вечеринки. Этот термин впервые стал использоваться среди танцоров клуба XIII, знаменитого своими тематическими вечеринками.
Сложно дать объяснение необходимости в танцевальной поддержке для самих развлекательных заведений. Если певца приходят послушать, то на танцевальное шоу приходят посмотреть, однако клубные танцоры в основном работают без постановок. Основной задачей go-go является постоянное движение – импровизация. И смотреть на двигающегося танцора в течение 10-15 минут (1 выход) вполне может просто надоесть, если, конечно, Вас не привлекло, что-то другое. Для обслуживания клиентуры создаются специальные службы. Для наполнения клуба внутренним стилем и атмосферой создаётся арт-отдел. Арт-отдел следит за музыкальной политикой, оформлением интерьера (декорациями) и шоу. Непосредственное участие в шоу и принимают танцоры. Простите за грубость, но я бы даже назвал в каком-то смысле клубных танцоров «живыми декорациями».
История go-go танцоров уходит в глубь истории. Понятно, что go-go такая же древняя профессия, как и сама индустрия развлечений. К сожалению, нам уже не удастся отыскать первопроходцев в этой отрасли, однако причины, по которым эта профессия стала пользоваться популярностью в ночных заведениях, известны. В первую очередь, это, конечно, привычные человеческие комплексы: лень или стеснение танцевать, боязнь быть замеченным окружающими. В таком случае go-go выполняет задачу принудительной имитации веселья, разогрева публики, поднятия настроения. В клубах, где нет недостачи публики и необходимости в её разогреве, танцоры играют роль «живых декораций» и значительно продлевают продолжительность веселья в заведении, что, соответственно, увеличивает прибыль бара.
Безусловно, на танцора можно не смотреть все 10 минут, но не заметить его просто невозможно. В зависимости от профессионализма и качества работы (костюм плюс уровень хореографической подготовки), танцор производит впечатление приятное или не приятное, что влияет на отношение конкретного клиента к заведению. Клубные танцоры действуют на подсознание, создавая эффект присутствия и движения. Не осознавая того, наблюдая за танцующим человеком, мы и сами начинаем его копировать и двигаться. К тому же, помимо основных функций танцоры хорошо знакомы с клиентурой клуба, так как сами очень часто являются посетителями ночных заведений. Этот факт редко учитывается, однако имеет место быть.
II) Бизнес
При необходимости набрать новых танцоров, клубы обычно прибегают к методу просмотров одного танцора за другим прямо на сцене клуба. Если управляющий по танцорам обладает опытом, то он может в течение нескольких минут определить уровень хореографической подготовки. Как правило, профессиональные танцоры до прихода на работу уже имеют какой-то определённый набор костюмов, можно попросить посмотреть на них или взять их фотографии. Это поможет в будущем представлять картинку того, как будет выглядеть конкретный танцор в конкретном костюме на конкретной вечеринке, и подбирать танцоров и костюмы в наиболее оптимальном сочетании, соответствующем концепции вечеринки.
На данный момент у нас ещё нет профессиональных букинговых агентств и агентов, в которых можно было бы без проблем отобрать понравившихся танцоров, и на которых можно было бы возложить всю организационную работу. Если в модельном бизнесе модель не может работать без агентства, то в клубном бизнесе доход одного танцора не позволяет ему отчислять средства в пользу агентства. Из-за высокой конкуренции ставки предельно низки и с трудом позволяют оплачивать костюмы, транспорт и проживание или житейские нужды самих танцоров. Они сами является самостоятельными агентами, работая с клубами напрямую или с организаторами вечеринок. Рынок клубных танцоров очень мал. Как правило, танцоры, работающие в клубах одного города или региона, знают друг друга и знают большинство арт-директоров клубов или сами ими являются. Однако в России уже начали появляться букинговые агентства, предоставляющие возможность приглашать не только ди-джеев, но и шоу, танцевальные коллективы и отдельных танцоров. Могу лишь заметить, что услуги таких агентств не бесплатны. И заказ танцевальной поддержки с помощью такого агентства на данный момент Вам скорее обойдётся дороже, чем пригласить танцевальную поддержку напрямую. Однако Вы в праве знать, на что тратите свои деньги: сколько стоит артист, сколько стоят услуги агентства, что входит в услуги агентства. И, в большинстве случаев, наши агентства, берут деньги лишь за то, что просто обзванивают необходимых артистов, а дальше уже Вам приходится напрямую разбираться с этими тонкими артистическими натурами, с которыми достаточно сложно работать. Агентство должно обслуживать и являться связующим звеном между Вами – заказчиком, и артистом на протяжении всего срока действия договора или сделки, до конца мероприятия, на котором должен работать данный артист.
Например, в Литве, где правовая база в сфере шоу-бизнеса не только развита, но и является действующей, танцоры объединяются в танцевальные студии. Эти же танцевальные студии сами воспроизводят новых танцоров, обучая их и получая с этого дополнительный доход. Они вместе заказывают себе костюмы. Во главе таких коллективов обычно стоит управляющий, который занимается и подготовкой данного коллектива к работе и договаривается с организаторами мероприятий о работе, выступлении. Танцевальные коллективы в Литве официально платят налоги (в 2003 году он составлял около 15 процентов). Вся деятельность осуществляется на основе подписанных договоров, в которых обязательно указывается сумма гонорара за выступления. Заказчики шоу перечисляют гонорары на счёта танцевальных студий безналичными платежами, прохождение которых занимает некоторое время. Это приводит к тому, что танцевальная студия может выплачивать заработную плату раз в месяц, а не после каждого выступления, как, например, у нас в России, где большинство танцоров оплачивается «чёрной» наличностью по факту. Такая «легальная» система очень удобна и надёжна как для самих танцевальных студий и агентств, так и для организаторов вечеринок. Однако я хочу отметить, что в такой системе достаточно медленно и тяжело развивается творческая составляющая артистов. Внутри коллективов, опекаемых управляющим, артисты не стремятся стать лучшими. Они достаточно унифицированы внутри коллектива и действуют по отработанной схеме.
В отличие от европейского клубного бизнеса, наша индустрия клубных развлечений молода и неопытна, и, соответственно, хаотична и беспорядочна. Каждую неделю танцоры ведут переговоры с арт-директорами клубов и договариваются о работе в ближайшие выходные. Некоторые танцоры заключают с менеджерами устные договорённости об определённом постоянстве в работе в конкретном клубе. Всё строится не на основе подписанных договоров, поддерживаемых государственным законодательством, а на личных отношениях. Думаю, Вы можете представить какой у танцора, работающего в таких условиях несколько лет, вырабатывается опыт общения с работодателем!
Что касается костюмов, то, например, в Москве большинство клубных танцоров шьют костюмы самостоятельно за свои деньги. Оплачивая работу танцора, Вы тем самым оплачиваете амортизацию основных фондов танцора – костюм. Средняя ставка за получасовую работу go-go в Москве выше, чем в регионах и составляет около 60 долларов США. Из этой суммы танцор не только откладывает средства на пошив новых костюмов, но и оплачивает проезд до места работы, обычно такси, т.к. городской транспорт не работает в ночное время. Конечно, пошив и дорога съедают достаточно много денег. Цены, особенно в столице, на эти виды услуг очень высоки. В данном случае, я бы хотел отметить огромный «минус». Он заключается в том, что работодатель не несёт ни какой ответственности за артистов и не несёт её по тому, что спрос на рабочие места в данном сегменте рынка труда в настоящее время очень высок. Ребят и девушек, желающих работать танцорами очень много. Это не только москвичи, а, как правило, даже более амбициозные и выносливые ребята и девушки из провинциальных городов. Но, поверьте моему опыту, такого разнообразия творческих личностей в одном относительно маленьком творческом социуме, называемом клубные танцоры, я не видел больше ни где.
В региональных центрах нашей страны достаточно часто встречается вариант, когда пошив костюмов и дорога оплачиваются самим клубами. В таком случае танцоры получают низкую зарплату (средняя зарплата при такой системе примерно 15-20 долларов). Костюмы принадлежат и обслуживаются клубом, причём в данном случае клуб должен платить зарплату тому человеку, который этими костюмами будет заниматься. В данном случае, красота и внутренне убранство и шоу Вашего клуба может быть таким, каким Вы хотите его видеть, и зависит только от творческих возможностей Вашего арт-директора.
Хочу отметить, что приведённые мною ставки оплаты go-go танцоров являются усреднёнными от реальных цен на рынке в настоящее время. Традиционно, за одну ставку танцор делает в среднем три выхода по десять или пятнадцать минут, танцуя каждый выход в новом костюме. Конечно, необходимость максимизировать свои доходы заставляют танцоров сразу после одной работы ехать на другую. Поэтому три выхода танцор по возможности старается сделать за полтора или два часа, получает зарплату и уезжает в другой клуб. Если Вы хотите, чтобы Ваши танцоры не работали больше нигде, тогда эти условия работы уже будут называться «эксклюзивом» и, естественно, это будет стоить дополнительных затрат. Выезды за пределы родного города танцоры называют «гастролями», причем в этом случае за те же три выхода работодателю приходится платить уже в два-три раза больше, так как, выезжая на гастроли, танцору приходится отказываться в среднем от двух-трёх клубов.
III) Потенциал
За границей существуют яркие и очень известные шоу. «Рецепт» их создания – это вливание больших капиталов, грамотный промоушн, хорошая творческая идея. У нас же танцоры не имеют пока возможности шить очень дорогие костюмы и создавать поражающие воображение шоу. Не имеют именно из-за недостатка капитала. Однако многие яркие творческие работы и персональные проекты уже можно иногда встретить в ночных клубах. Причём низкая зарплата не является свидетельством жадности владельцев клубов, низкая зарплата – это следствие низкой стоимости входного билета и цен в баре, огромного количества выплаченных взяток властям строго присматривающих за деятельностью таких «злачных» мест и другие расходы. Основной причиной на данный момент я считаю именно не готовность общества платить больше. Поэтому мы получаем тот продукт, за который можем заплатить.
В данное время мировая музыкальная индустрия переживает спад. Спад не структурный, а достаточно длительный, до нынешнего момента нивелированный, в первую очередь, за счёт развития новых технологий звукозаписи, развивавшихся последние два десятилетия: кассеты, компакт-диски и т.д. Также можно назвать одним из факторов, отодвинувших кризис музыкальной индустрии, начало вещания музыкального канала MTV. Однако сейчас доходы музыкальных гигантов постоянно снижаются, и эксперты считают основной причиной именно нехватку новых идей. Музыкальные монстры долгое время сидели на новых технологиях как на игле. И теперь многие компании стали гораздо больше внимания уделять именно отбору новых свежих талантливых творческих единиц.
Клубная индустрия как мать дала возможность клубным артистам выйти на свет, показать себя, самореализоваться. Думаю, что артисты, работающие по ночам в клубах – это своеобразный рог изобилия, из которого может посыпаться много талантов и новых идей. У России большой потенциал и в творческой сфере, пока он только проявляется, пока его увидели не все, а главное, не все знают, как его можно развить.
Клубные артисты – что-то наподобие «Фабрики Звёзд», только с гораздо более трудными экзаменами и гораздо более яркими талантами на «выходе». Приглядитесь внимательнее!
© 2003-2004, Дмитрий Староста для журнала «Клубное пространство».
Об основателе агентства Дмитрии Старосте
Отрывок из клубной прессы: «Дмитрий Староста — этот человек стоял в авангарде танцевального фрик-движения в России. После выхода на сцену во время одной из жарких вечеринок, проводимых культовым клубом «XIII» в конце 90-х, в отечественной клубной культуре родилось такое явление, как фрик-танцоры или фрики. Яркий, вызывающий образ фрика в совокупности с отработанной техникой движения, то есть то, что современные клабберы считают абсолютно естественной частью вечеринки, для тусовщиков 90-х было сродни откровению. После этой ночи клубы один за другим стали вводить правило на каждую вечеринку приглашать танцоров-фриков, которые способны не просто красиво двигаться на сцене, но и создавать одним своим видом целый перфоманс. Сам Староста после яркого дебюта в ночном клубе «XIII» стал одним из самых востребованных артистов в этом жанре. Стоит ему появиться, внимание публики тут же с вертушек переключается на сцену. Не пропустите шанс увидеть это своими глазами!»